- Православный христианин
Здравствуйте! Позвольте задать два вопроса: о епископстве и соборности Церкви.
1) Ныне в наше время, обличая современное состояние церковного священноначалия и не желая ему подчиняться, появились некоторые священники, которые видят необязательность епископства. Они говорят, что Церковь Христова в Символе Веры именуется Апостольской, а не епископской, и ссылаются на некоторые слова святителя Василия Великого, который (правда или нет) сказал: "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь плохого". В другом прочтении (или пересказе) эти слова приводятся так: "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь недостойного", "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь ложного", "Без епископа нет Церкви, но лучше не иметь епископа вовсе, чем иметь плохого"
При этом слова святого Игнатия Богоносца, что "без епископа нет Церкви", и подобные этим слова слова некоторых отцов, называют не догматом Церкви, а полемелическим высказыванием.
Вот где читал подобное: предупреждение от модерации: сайт omolenko - сектантский! www.omolenko.com/105.html
www.omolenko.com/2567.html
У меня же вопрос такой: действительно ли святитель Василий Великий говорил такие или подобные слова? Если да, то в каком своем творении?
И если это так, то что же святитель имел в виду?
Если же святитель Василий не говорил таких слов, то можно ли это доказать, что ничего подобного святитель Василий Великий не говорил?
2) Продолжая эту тему, некоторые священники по своему интерпретируют понятие соборности Церкви, что эта соборность якобы не означает необходимости коллегиальных решений собора епископов в деле управления Церковью и в выражении ее догматического учения. Что Церковь через Святого Духа может управляться и через одного человека, если на нем есть Дух Святой (как это было во времена Ветхозаветной церкви при Моисее до того момента, как он попросил Господа даровать ему помощников, после чего были избраны 70 старейшин). Приводят на память разбойничьи соборы, которые исповедовали ересь, что как бы должно говорить о том, что сам по себе собор не есть гарант вынесения истины, что собор тоже может быть погрешимым.
В качестве примера вспоминают преподобного Максима Исповедника и собор всех еретичествующих епископов, святого Марка Эфесского и собор флорентийских униатов.
Вот где я читал об этом: предупреждение от модерации: сайт omolenko - сектантский! omolenko.com/1824.html
Можно ли внести ясность по этому вопросу в истинно Православном ключе? Чем можно возразить на такие измышления? Особенно же от святых отцов. Как можно доказать неистинность такого суждения, если оно действительно неистинно?
Спасибо большое всем за ответ и простите, если я в чем-то (или во всем) не удачно выразился. Храни всех Господь!
1) Ныне в наше время, обличая современное состояние церковного священноначалия и не желая ему подчиняться, появились некоторые священники, которые видят необязательность епископства. Они говорят, что Церковь Христова в Символе Веры именуется Апостольской, а не епископской, и ссылаются на некоторые слова святителя Василия Великого, который (правда или нет) сказал: "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь плохого". В другом прочтении (или пересказе) эти слова приводятся так: "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь недостойного", "Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь ложного", "Без епископа нет Церкви, но лучше не иметь епископа вовсе, чем иметь плохого"
При этом слова святого Игнатия Богоносца, что "без епископа нет Церкви", и подобные этим слова слова некоторых отцов, называют не догматом Церкви, а полемелическим высказыванием.
Вот где читал подобное: предупреждение от модерации: сайт omolenko - сектантский! www.omolenko.com/105.html
www.omolenko.com/2567.html
У меня же вопрос такой: действительно ли святитель Василий Великий говорил такие или подобные слова? Если да, то в каком своем творении?
И если это так, то что же святитель имел в виду?
Если же святитель Василий не говорил таких слов, то можно ли это доказать, что ничего подобного святитель Василий Великий не говорил?
2) Продолжая эту тему, некоторые священники по своему интерпретируют понятие соборности Церкви, что эта соборность якобы не означает необходимости коллегиальных решений собора епископов в деле управления Церковью и в выражении ее догматического учения. Что Церковь через Святого Духа может управляться и через одного человека, если на нем есть Дух Святой (как это было во времена Ветхозаветной церкви при Моисее до того момента, как он попросил Господа даровать ему помощников, после чего были избраны 70 старейшин). Приводят на память разбойничьи соборы, которые исповедовали ересь, что как бы должно говорить о том, что сам по себе собор не есть гарант вынесения истины, что собор тоже может быть погрешимым.
В качестве примера вспоминают преподобного Максима Исповедника и собор всех еретичествующих епископов, святого Марка Эфесского и собор флорентийских униатов.
Вот где я читал об этом: предупреждение от модерации: сайт omolenko - сектантский! omolenko.com/1824.html
Можно ли внести ясность по этому вопросу в истинно Православном ключе? Чем можно возразить на такие измышления? Особенно же от святых отцов. Как можно доказать неистинность такого суждения, если оно действительно неистинно?
Спасибо большое всем за ответ и простите, если я в чем-то (или во всем) не удачно выразился. Храни всех Господь!
Последнее редактирование модератором: