Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
«Сам Бог по сущности есть мышление, и целиком мышление,
Что совершенно недвусмысленно имхо указывает на то, в чем же заключается сущность образоподобия. Которое не имеет отношения к "вдуновению дыхания жизни в лице", ибо также вдохнуто во все сущее, а по отношению к человеку является лишь метафорой, постфактумной констатацией того, что человек очевидно отличается от всего остального сущего.
 
Прочее
Что совершенно недвусмысленно имхо указывает на то, в чем же заключается сущность образоподобия. Которое не имеет отношения к "вдуновению дыхания жизни в лице", ибо также вдохнуто во все сущее, а по отношению к человеку является лишь метафорой, постфактумной констатацией того, что человек очевидно отличается от всего остального сущего.
Просто дыхание и дух - однокоренные слова, во многих языках это вообще одно слово. Поэтому вдуновение - это сотворение духа, буквально - оживление, творение разумной души. А так то да, образ - это о разуме.
 
Православный христианин
Просто дыхание и дух - однокоренные слова, во многих языках это вообще одно слово. Поэтому вдуновение - это сотворение духа, буквально - оживление, творение разумной души.
Это к обсуждаемому ранее я замечание сделал. Высказывалось предположение, что богоподобие, сопричастность в созерцаниях (чем именно познается, какой тварной структурой), заключается именно в этих строках: вдунул жизнь в лице его, то есть созерцаем при помощи этого особого духа.
А я предположил что оно заложено на самом этапе сотворения "по подобию", и заключается в человеческой способности самоосознания (как и "Бог созерцает сам себя").
Дух же вдохнут во всю тварь. Тогда зачем сказано только про человека? Наверное типа нарративного приема, др. еврей видит, что человек отличен от другой твари, и акцентирует это таким образом. Вобщем повторение уже делаю своих тезисов)
 
Православный христианин
Из Беседы прп. Серафима. В тему
-------------------------
Вот, например, многие толкуют,
что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама
первозданного и созданного Им от персти земной,-что будто бы это значило, что
в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь
плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь
Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол
Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие
Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы
были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим
животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным
Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом
в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от
Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то
Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими
созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь
себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы
подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух,
принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим.
 
Православный христианин
В тему

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд).

«По вере приходит дух. Кто жаждет – иди ко мне и пей!» (св. Гавриил Ургебадзе).

Здесь можно писать "дух" и с маленькой буквы и с большой. Дух с маленькой буквы -- это особенный способ присутствия Духа в человеке. Он приходит по вере, но это особенное действие Духа в виде дуновения ветра (или источника воды, текущей в жизнь вечную, или прохлаждающего огня, хлада тонка...).
Одно Его действие на Адама, другое на апостолов, третье на других людей, но все это действует (если говорить нестрого) один и тот же Дух, единый по божеству и множественный в Своем действии относительно творения. Передающийся и через святых, раз св. Гавриил говорит: "Кто жаждет – иди ко мне и пей!" Надо только иметь веру, как он говорит, и ощущать жажду.
 
Православный христианин
Лучше всего - вера.
Если христианин верный, то и молитва его верна и угодна Господу.
Что касаемо слов молитвы, то она разная бывает и даруется Господом.
 
Православный христианин
Смотрю видео-версию. Там момент о привыкании как к обыденному. Давно заметил эту опасность в ИМ при постоянном повторении в быту. Хотя отцами всячески и предписывается непрестанная молитва в деятельности, но этой об этой опасности обычно не говорится. У заграничных отцов поэтому можно перенять такое полезное правило: в бытовой деятельности (не сидячая молитва), молиться можно только в уме, нельзя даже губами шевелить или напрягать гортань. Защитный механизм очевидно в том, что чтобы слушать молитву в уме без задействования речи и речевого центра, нужно большее сосредоточение, что и огораживает от автоматизма.
 
Православный христианин
На разной стадии у отцов разный критерий различения собственного молитвенного состояния. На стадии просвещения, например, критерий это идет молитва сама по себе или нет. Если нет, то надо приложить усиленное внимание к тому месту сердца, откуда она обычно исходит. Ничего, кроме внимания к ней, такой молитве не необходимо. Произвольный возврат на прежний, механический способ творения молитвы в таких обстоятельствах (или даже выполнение обычного молитвенного правила) считается у отцов падением. Возврат же непроизвольный или промыслительный трактуется отцами как немощь, изменчивость ума и подвластность обстоятельствам.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
На 50-й минуте приблизительно... Про *головную рассудочную опасную молитву* опять тема затронута... Дело в том, что пребывание вниманием в голове во время молитвы, это никак не связано с рассудком... внезапно ... На мой взгляд кто пробовал молиться, такое должен понимать, поэтому настораживает этот упорный пересказ кем-то когда-то рассказанного..
Предыдущий отец по-видимому не зря просто соскользнул с темы, когда его хотели мягко принудить покритиковать головную взамен сердечной,.. сказал просто не думайте, там или тут, само определится.
 
Православный христианин

"Мы, когда ехали в Японию, снимать фильм, у меня был такой стереотип, что буддизм – это пусто. Но перед первым буддистским храмом я вдруг ощущаю очень упругую духовность. Но для меня, знающего Духа Святого, ну, отчасти, эта духовность была, вот, отрицательная, темная, мрачная. Может быть, для того человека, который не имеет опыта благодати христианской, он не разберется, и они принимают ту духовность, и уходят туда".
 
Православный христианин
у меня был такой стереотип, что буддизм – это пусто. Но перед первым буддистским храмом я вдруг ощущаю очень упругую духовность.
Да, обратил внимание, и это как раз тоже способствует сомнениям, поскольку описан явно стереотип буквенника/книжника, а не практика. Доктринальную форму в буквальном виде переносить на духовное содержание.... получилось как в анекдоте про консерваторию и консервы... Не хотелось бы думать что среди публицистов совсем нет делателей ИМ.
 
Православный христианин
Да, обратил внимание, и это как раз тоже способствует сомнениям, поскольку описан явно стереотип буквенника/книжника, а не практика. Доктринальную форму в буквальном виде переносить на духовное содержание.... получилось как в анекдоте про консерваторию и консервы... Не хотелось бы думать что среди публицистов совсем нет делателей ИМ.
Если не ошибаюсь, о. Сергий Баранов стяжал непрестанную молитву. Это вы в его практике сомневаетесь?
 
Православный христианин
Это вы в его практике сомневаетесь?
Да, некоторые сомнения, оснований накопилось слишком много для этого, чтобы игнорировать... после обзора интернет- да и книжных источников.

Непристанная много какая может быть. Хотя он с одной стороны одни стереотипы в этой беседе разоблачает, но другие пересказывает. Поэтому есть смысл разбирать и опровергать примеры, а не аппелировать к статусам.
 
Православный христианин
Первый пример-стереотип пересказанный им, я изложил выше, что в "головной" молитве задействован рассудочный ум.
 
Православный христианин
Первый пример-стереотип пересказанный им, я изложил выше, что в "головной" молитве задействован рассудочный ум.
Мне кажется, чтобы критиковать суждения практика, нужно быть практиком. Потому что если его суждения несовершенны, то каковы тогда наши.
 
Православный христианин
Повторюсь по поводу примера. Это суждение происходит как раз-таки из практики. А про рассудочный ум - чисто умозрительный стереотип, понять происхождение которого не сложно: голова... мозг .. мозг думает.. там рассудок .. значит при внимании внутри пространства черепа мы молимся умом. К реальности не имеет отношения. И еще раз - есть что возразить, лучше разбирать и опровергать примеры а не авторитеты.
 
Православный христианин
"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного"(Мф. 7:21)

Основой иисусовой молитвы должна стать борьба с восемью главными страстями с их подразделениями и отраслями; и стяжание добродетелей, противоположных им.

Св. Игнатий (Брянчанинов): "Извергни грех, вступи во вражду с грехом искренней исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвой, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, – у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным"
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прошу Ваших молитв мне грешном. У меня ничего нет: ни опыта, ни постоянной практики. Я нищ, и прошу Вас оказать мне милость и помянуть мою грешную душу в Ваших молитвах. Чтобы Господь умножил во мне веру, чтобы избавил меня от гордости, малодушия, боязливости и страха, чтобы мне не сказать лишнего слова, чтобы мне справиться с возложенными на меня послушаниями, чтобы не поддаться чревоугодию, чтобы не увлечься блудными и осуждающими помыслами, чтобы соблюсти пост, меру в еде, сне, чтобы я без ленности трудился и умом, и сердцем, и руками, чтобы я не искушал ближнего, но была ему от меня польза, чтобы оказывал любовь, все делал ради Христа и стоял на молитве так, как должно стоять перед Богом.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Прошу Ваших молитв мне грешном. У меня ничего нет: ни опыта, ни постоянной практики. Я нищ, и прошу Вас оказать мне милость и помянуть мою грешную душу в Ваших молитвах. Чтобы Господь умножил во мне веру, чтобы избавил меня от гордости, малодушия, боязливости и страха, чтобы мне не сказать лишнего слова, чтобы мне справиться с возложенными на меня послушаниями, чтобы не поддаться чревоугодию, чтобы не увлечься блудными и осуждающими помыслами, чтобы соблюсти пост, меру в еде, сне, чтобы я без ленности трудился и умом, и сердцем, и руками, чтобы я не искушал ближнего, но была ему от меня польза, чтобы оказывал любовь, все делал ради Христа и стоял на молитве так, как должно стоять перед Богом.
Помоги Господи! Смири и вразуми!
 
Сверху