Грех ли, когда не можешь принять себя и свою неуспешность по меркам общества?

Крещён в Православии
Добрый день, батюшка, с началом Великого Поста! Заповедь гласит - возлюби ближнего как самого себя... Но если к самому себе много вопросов возникает? Сейчас в обществе принято быть успешным, деловым, иметь машину квартиру и прочее... Если этого нет - люди смотрят на тебя как на нищеброда и ленивого и никчемного человека, некоторые даже вообще даже и общаться не будут. Ну это их дело, их выбор. Опять таки - как не осуждать себя за свою неуспешность и то что не вписываешься вообще в общество? И если все время ощущается собственная неполноценность и убогость в общем то по меркам современного общества.
 
Дорогая Анна!
Приглядитесь внимательно - у стайных животных нет и намёка на зависимость от мнения других особей - они могут бояться, но никогда не сомневаются в личном статусе. А стыдливая мнительность, застенчивое смущение присущи только человеку - это первое непроизвольное проявление человеческого инстинкта социальной значимости. Изюминка в том, что мнительный человек в отличие от животного боится не за себя, а за свой образ в глазах других. И мнительность, вызванная самооценкой "ниже плинтуса", являет отрицательный самопрогноз, недостаток простого чувства собственного достоинства, который и порождает смертный грех - унывая, человек сам обрекает себя на вечные муки. Только, пожалуйста, не считайте, что бессмысленна и обречена на никчемность жизнь ваша - она просто сужена и перекошена, а в этом состоянии уныния человек теряет возможность радоваться жизни, возникает боязнь всего, что его окружает. Удивительно, что такая заниженная самооценка очень часто
парадоксальным образом сочетается с гордостью - на самом деле это её специфическая разновидность, это та же высокая самооценка или, точнее, стремление к ней, но только глазами «воображаемых» ближних. А гордость, как известно, это вреднейший человеческий грех, который подлежит лечению...
А для начала, дорогая Анна, снимите розовые очки - мы, как правило, значительно преувеличиваем внимание окружающих к своей любимой персоне. Взгляните на мир реалистично - практически каждый человек занят лишь собой, к другим он равнодушен до тех пор, пока не затрагиваются его личные интересы. Именно поэтому и не стоит обращать на себя такое внимание. Так что не воображайте много о своей персоне – никто на вас не обращает внимания, никто, кроме вас не даёт вам оценку. И в то же время не бойтесь людей! Важно, что в Церкви ещё есть люди, с которыми вы можете поговорить о духовных проблемах, которые слышат лучше, чем вы, голос Христа. Общение с ними – лучшее средство от страха пред людьми, перед их оценками. Учитесь открывать свои чувства не только священнику, но и повидавшим жизнь людям - не надо бояться, если кто-то узнает о ваших мыслях, мнении, планах, переживаниях. Примите себя такой, какая вы есть - станьте лучшей подругой самому себе. Не бойтесь впасть в неумеренность самоутверждения – ваша зацикленность на себе в действительности выражается альтернативной формой «опьянения» своими действительными и мнимыми недостатками - и именно этот духовный мазохизм скрыто и устойчиво порождает недоверие и подсознательный страх к людям, к воображаемой зависимости от их мнения.
А начальную школу любви и доверия к людям можете пройти, если, например, завести собаку, кота или другую живность – вы же не будете чувствовать неуверенность, когда дома вас ждет искренний и преданный друг? Животные не ставят нам оценок – они просто любят нас без всяких задних мыслей, просто за то, что мы есть - как и подобает любить всякому христианину. И всегда думайте о себе, своей жизни, людях позитивно. Этот благодатный настрой доброжелательности всегда ощущается окружающими - вы сразу почувствуете ответное тепло тех, кто рядом, и вы уже не будете замечать того, что воздвигало вокруг вашей души колючую проволоку страха перед человеческой "стаей"…
 
Крещён в Православии
спасибо большое, отец Сергий, слова как бальзам на душу. Ну буду стараться по мере возможностей. Хотя на работе не всегда доброжелательная обстановка хотя я и делаю и стараюсь чтобы на работе была доброжелательная обстановка - но это не только от меня зависит - люди вообще любят посплетничать и поговорить у кого какая зарплата. Тяжко мне на работе а реагировать и говорить всем что надоело это все слышать - будут обижаться. Хотя и надо как то проявить твердость - напрямую сказать что надоели эти разговоры все. Но пока не получается
 
Тяжко мне на работе а реагировать и говорить всем что надоело это все слышать - будут обижаться. Хотя и надо как то проявить твердость - напрямую сказать что надоели эти разговоры все. Но пока не получается
Святые Отцы учат, что молчание - это одна из первых ступеней на лестнице, ведущей к небесному совершенству. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от него. … Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, то пресек многословие, и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня». В то же время авва подчеркивает, что молчание должно быть благоразумным. С одной стороны нужно стараться всячески «удерживать уста невоздерженные» и сторониться многолюдства: «Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела – дыма. Ибо, как дым отгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство». С другой стороны, если приходится поневоле пребывать в общежительном общении, старец советует: «Не будь безрассудно молчалив, чтобы не причинять другим смущения и огорчения… Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не высказывай сего во внешнем общении ни видом, ни словом каким-либо…., чтобы не уничижить своим самомнением ближнего». Это означает не бояться тех пусть и несодержательных, но эмоционально теплых слов, которые должны быть сказаны или в поддержку истины, или для ободрения и утешения скорбящих, или просто для выражения симпатии и установления доброжелательной атмосферы общения - чтобы слово наше «было всегда с благодатию… дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).
Иногда в межличностном общении нужно дать больше, чем достаточно, но только без неумеренного и поверхностного словоизвержения, если действительно хотите получить столько, сколько нужно. Это этическое правило говорит обо всём, чем вы с человеком обмениваетесь - эмоциями, чувствами, уважением, одобрением, да, пожалуй, и деньгами тоже... :)
 
Крещён в Православии
но эмоционально теплых слов, которые должны быть сказаны или в поддержку истины, или для ободрения и утешения скорбящих, или просто для выражения симпатии и установления доброжелательной атмосферы общения - чтобы слово наше «было всегда с благодатию… дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).
Иногда в межличностном общении нужно дать больше, чем достаточно, но только без неумеренного и поверхностного словоизвержения, если действительно хотите получить столько, сколько нужно. Это этическое правило говорит обо всём, чем вы с человеком обмениваетесь - эмоциями, чувствами, уважением, одобрением, да, пожалуй, и деньгами тоже... :)
да может и так... Опять таки с моей стороны все есть и доброжелательность и помогаю всегда коллегам, чего о них не скажешь вообще. Готовы обсуждать за спиной. Коллектив бабский и вечное болото на работе поэтому соответственно мало впечатлений и много сплетен. Плюс ко всему коллектив не воцерковленный вообще. Мне легче там где хотя бы несколько верующих людей есть в коллективе. Ну да ладно, будем потерпеть а что делать. Спасибо отец Сергий за ответы, все верно. :)
 
Да, Аня, часто даже вроде бы невинная болтовня способна испустить дурно пахнущее словесное облако: «При многословии не миновать греха». (Пр.10:19). Когда язык так и старается выглянуть наружу, то слова начинают вылетать пулеметной очередью, остановить их уже невозможно - и вдруг оказывается, что все знают уже то, что доверено только тебе, а посеянные сплетни начинают самостоятельную жизнь по всему многоквартирному дому… Чтобы не скатиться в такое неуправляемое празднословие, нужно чаще молитвенно повторять: «Положи, Господи, хранение устам моим!» (Пс. 140:3), ибо именно молчание способствует возникновению молитвенного чувства присутствия Божия, чувство того, что Господь все мои проблемы знает, всё понимает
 
Крещён в Православии
Да, Аня, часто даже вроде бы невинная болтовня способна испустить дурно пахнущее словесное облако: «При многословии не миновать греха». (Пр.10:19). Когда язык так и старается выглянуть наружу, то слова начинают вылетать пулеметной очередью, остановить их уже невозможно - и вдруг оказывается, что все знают уже то, что доверено только тебе, а посеянные сплетни начинают самостоятельную жизнь по всему многоквартирному дому… Чтобы не скатиться в такое неуправляемое празднословие, нужно чаще молитвенно повторять: «Положи, Господи, хранение устам моим!» (Пс. 140:3), ибо именно молчание способствует возникновению молитвенного чувства присутствия Божия, чувство того, что Господь все мои проблемы знает, всё понимает
Спасибо, отец Сергий... Мне почему то не понятно что такое гордость, гордыня, я не могу понять есть они или их нет у меня и вообще имеет ли смысл копаться в себе, я и так живу в общем то в своей голове чаще всего.
 
Сверху