Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Неделя сыропустная

Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье

 

День накануне поста

Закончилась последняя подготовительная неделя к Великому посту или, по-церковному, – сырная седмица. Она называется так потому, что церковный Устав позволяет есть только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая (зафиксированного уже в V столетии) в том, чтобы «мало-помалу приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию». Согласно преданию, обычай превратился в закон после обета, данного византийским императором Ираклием (610–641), который воевал с персидским царем Хосроем, захватившим Святую землю. В случае победы он обещал Богу отказаться от мяса ещё и в последнюю неделю перед постом. Соответственно, последнее перед постом воскресенье именуется сыропустным: в этот день происходит «отпуст» – то есть прекращение вкушения – сыра и других молочных продуктов, а также яиц и рыбы.

В это воскресенье в молитвах и песнопениях Церковь вспоминает грехопадение прародителей, происшедшее по причине недоверия к словам Создателя и невоздержания. Это – образ гордыни и тёмного бунта своеволия, приведшего к разрушению первоначальной гармонии («изгнанию из рая»). Все мы в большей или меньшей степени заражены недугом ложного самоутверждения, означающего на деле лишь пленённость человека низшими иррациональными стихиями, неспособность критически посмотреть на себя со стороны. Человек начинает жить по природному закону пожирания сильными слабых, отказываясь от звания homo sapiens. Мы с грустью наблюдаем это вокруг себя. Воздерживаясь на время от животной пищи (если позволяет здоровье и род занятий: для нас нет деления на «чистую» (кошерную) и «нечистую пищу»), христианин сознательно противится этому страшному закону, утверждая свою независимость от физиологических инстинктов и уделяя больше времени нравственному и интеллектуальному совершенствованию. В этом – а не в «разгрузочном изменении зимнего рациона» – смысл Великого поста.

Другое название этого воскресенья – прощёное. За богослужением читается евангельское поучение о бессмысленности начинать дело личного духовного совершенствования, не примирившись ранее с ближними. Кроме того, у древних палестинских монахов из лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне (и даже уходить за Иордан) и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, потому что никто не знал – вернется ли он живым (в то время там ещё водились львы, подстерегали их и другие опасности).

В память этой психологически гениальной традиции в наших храмах вечером (иногда, ради удобства, сразу после Литургии) совершается трогательный и поучительный Чин прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем – друг у друга и целуются в знак примирения. Сказать другому человеку "прости меня!" может каждый и не обязательно в церкви. Правда, для многих это необыкновенно трудно, а для иных гордецов, как правило, людей ограниченных, – совсем невозможно.

Первый день Великого поста именуется на Руси Чистым понедельником. Это название может быть связано одновременно как с понятием духовной чистоты, к которой призывают великопостные богослужения (особенно "Покаянный Канон" преподобного Андрея Критского), так и с народной традицией устраивать в этот день баню, физически очищая себя от последствий бурных проводов масленицы.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Случайный тест