Источник

Глава II. Раскол в первое время своего существования. Распадение раскола

§ 14. Сношения сосланных расколоучителей с Москвой; их руководственные писания; внутреннее состояние общины

После окончательного осуждения раскола главные расколоучители были сосланы в Пустозерский острог, а именно: Аввакум, Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Здесь заключенные жили довольно свободно, хотя и велено было держать их строго. Стража мало-помалу перешла на их сторону и они беспрепятственно могли устроят друг с другом свидания.306 Была для них также полная возможность иметь письменные сношения с родными, знакомыми и всеми последователями раскола, жившими в Поморье, на Керженце, в Боровске, где были заключены известные Морозова, Урусова и Данилова, особенно же – в Москве. Видное место в обществе московских раскольников в первое время занимал инок Авраамий, духовный сын Аввакума. За свои сношения с Аввакумом и вообще за пропаганду раскола Авраамий в феврале 1670 года был взят под стражу, вместе с другими, и скоро казнен.307 После этого более видными лицами в Москве оставались поп Стефан, поп Козма, некий Борис и др.308 Представительницею московских раскольниц была известная старица Меланья. Начальствуемые ею, главные ученицы Аввакума жили где-то все вместе, составляя целую обитель. Место игуменьи в последней занимала некая Анисия, из дворянской фамилии, а старшими сестрами были: Пелагия, Марья, Сусанна и известная Елена, оставившая Вознесенский монастырь после того, как, благодаря жалобе игуменьи монастыря, были обнаружены её подвиги на пользу раскола.309

Общество раскольников, отделившись от Церкви, увидело себя в таком положении, которое вызвало ряд вопросов, недоумений, опасений. Об обращении к Церкви раскольники не думали, а потому стоявшие во главе общины должны были давать ответы и разъяснения. До нас сохранилось не мало сочинений, имевших в свое время руководственное значение, с именем «книг, посланий, сказаний, ответов» и т. п. Они принадлежать иноку Авраамию и пустозерским «соузникам» Феодору и Аввакуму, и имеют частью вероучительный, частью законодательный характер.310 Обильный материал, знакомящий с догматическими положениями и их доказательствами, бывшими, так сказать, в обращении у раскольников в первое время по возникновении раскола, находим у диакона Феодора, который умел излагать свои мысли толково и даже грамотно, простою речью, которой, впрочем, изменял тогда, когда вдавался в рассуждения о таинственных предметах, а также у Авраамия, который известен и собственными сочинениями, и как составитель целого сборника, носящего заглавие «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения» и заключающего в себе частью статьи из печатных книг и рукописей, в которых составитель сборника находил какое-либо подтверждение раскольнических мнений по тому или другому вопросу, частью статьи раскольнических писателей, составленные прямо в защиту и прославление раскола. Сочинения Аввакума имеют несколько иной характер. Он, если и касается предметов разногласия между Церковью и расколом, то больше бранится, чем спокойно доказывает. Зато ему преимущественно принадлежит решение вопроса – как жить раскольникам вне Церкви и среди враждебного им православного общества? Между первыми расколоучителями нельзя указать другого деятеля, который так смело и открыто до последних минут жизни проповедовал бы учение раскола и который имел бы столько учеников и почитателей, вообще пользовался таким влиянием и уважением в обществе современных ему раскольников, как протопоп Аввакум. Он сам считал себя пастырем, который «омыл» своих пасомых не только слезами, но и кровью,311 и потому имеет над ними всеми, без различия происхождения и сана, безграничную власть – не только «приказывать», но и проклинать.312 Везде и все «знали» Аввакума. Признавая, что он имеет «огненный, благодатный ум»,313 ученики Аввакума то и дело обращались к нему с письмами; он получал послания не только частные, но и от лица всей братии, потому что его решение считалось выше решения целого собора.314 И каждый получал нужное для себя: вопрошающий – ответ, печальный – утешение, обиженный – защиту, раскаявшийся – прощение, и т. д. Аввакуму приходилось писать очень много, приходилось, памятуя о всех, как бы забывать себя.315 Нельзя, впрочем, сказать, чтобы Аввакум давал ответы всегда единолично: в некоторых случаях и он считал нужным советоваться со своими соузниками.316 Чтобы придать более важности своим посланиям, фанатик старался подражать писаниям апостолов и евангелистов,317 хотя всякий раз, когда касался своих врагов – православных ли или лиц своей же братии, – речь его переходила в самую грубую брань.318 Живя в Пустозерске, Аввакум часто впадал в состояние экзальтации. В такие минуты он воображал себя особенно угодным Богу, посланником Божиим, которому дано «вещать небесные тайны», ибо устами его говорит Дух Святой.319 Около 1675 года или несколько ранее Аввакум, по убеждению инока Епифания, написал свое «Житие». Здесь то и дело он изображает себя исцелителем сухоруких, немых, особенно же бесноватых.320 Значение таких рассказов для пропаганды раскола хорошо понимал сам мнимый чудотворец.321 Суеверным последователям раскола этим доказывалась мнимая правота того дела, за которое они ратовали. По примеру Аввакума брались за перо другие его соузники. Инок Епифаний составил свое «Житие» в духе аввакумовского.322 Даже диакон Феодор не удержался от рассказов о совершившихся будто бы чудесах над его единомышленниками и им самим, о разных видениях своих и пр.323 Такими своими «ложными писаниями» расколоучители скоро «всю русскую землю возмутили».324

В уме отделившихся от Церкви, хотя бы некоторых, могло, конечно, ныне или завтра, зародиться сомнение в справедливости такого их поступка. По крайней мере все «власти» и даже сам царь, прежде сочувствовавший защитникам «старины», стали на противной стороне. Главные расколоучители в предупреждение подобной возможности должны были сказать что-нибудь. Аввакум в этом случае нашел такой выход. «Царь добрый человек был» – писал он: и остался бы таковым, если бы не «прельстил» его Никон;325 он разными способами просто «омрачил» царя, как бы «ум отнял» у него, «напоил» вином своей ереси, и царь «пьян стал», и никак «не проспится»;326 его нужно пожалеть, хотя и нельзя совсем оправдать.327 А власти духовные, по выражению Аввакума, что «земские ярышки, – что им велят, то и творят».328 Диакон Феодор рассуждал несколько иначе: он говорил о том, будто бы сам Никон сознался в своем (мнимом) «блужении веры», вследствие чего и с кафедры удалился,329 уверял, якобы и греческие иерархи согласились на осуждение раскольников не иначе, как после «ласканий» и угроз со стороны русских архиереев, действовавших в свою очередь по желанию царя, ибо царь «новые книги возлюбил, а старые возненавидел»;330 но отчего с царем произошла такая перемена – в ответ на это диакон Феодор ничего уже не мог придумать.

Как судить о клятве соборной? Возможно ли не смущаться ею? В порыве фанатизма расколоучители называли клятву собора «бездельною, беззаконною, бесовскою» и считали её «не действенною», обыкновенно замечая: «если мы прокляты, то – и все святые отцы».331 Что касается того положения, в котором отделившиеся от Церкви оказались по закону гражданскому, то расколоучители считали за лучшее утешать своих учеников надеждами на вознаграждение в будущей жизни.332

Таким образом расколоучители убеждали своих последователей «твердо, мужественно», не щадя жизни, защищать мнимое «благоверие».333 А это требовало полного разрыва с противниками. Примирение допускалось лишь в одном случае – если бы православные приняли дониконовские обряды и книги, отложив исправленные.334 «Не водись с никонианы», потому что они «враги Богу» – вот общее правило, данное Аввакумом. Оно требовало даже того, чтобы не принимать «никонианина» в дом свой. Тем более нельзя иметь с ним общение в молитве. В православном храме, по богохульному выражению раскольнического законодателя, «суетно кадило и мерзко приношение», и ходить туда нельзя. Тут нет извинения: хотя бы страх мук заставил кого помолиться с «никонианами», таковой подлежит со стороны общества «очищению, яко прокаженный».335 Особенно строгие запрещения даны были относительно троеперстия и православного «причастия». Аввакум учил, что «лучше человеку не родиться, нежели тремя перстами знаменатися», ибо та «щепоть – печать антихриста», в ней – «тайна тайнам сокровенная: змий, зверь и лжепророк»;336 кто перекрестится тремя перстами – по неведению-ли, или в смех, или страха ради, тот пусть кается, горько оплакивая свой грех.337 А относительно бескровной «жертвы», приносимой в православных храмах, фанатик рассуждал так богохульно, что его слова читать страшно;338 даже по неволе принявший причастие от православного священника не мог иметь общения со «своими» в течении шести месяцев.339

Для возбуждения и поддержания в раскольниках отвращения к православным и их «новым» обрядам писались «повести», якобы «ужаса исполненные», точнее: нелепые сказки, напр. о троеперстии и пр.340 О том же фанатизме первых расколоучителей и озлоблении их против Церкви свидетельствуют и такие их сказания, как например: «о казни Божией защитникам догматов никонианских».341

Общее правило об отношениях раскольников к православным могло на практике вызвать некоторые недоумения. Как напр. думать о лицах старообрядческого общества, умирающих на царской службе? Аввакум ответил: пусть каждый «пребывает в том, во что призван», – дело в «совести».342 Могли встретиться даже затруднения. И вот явились известные аввакумовские казуистические правила. «Если тебя в церковь» свою никониане «затащат, ты молитву Исусову воздыхая говори, а пения их не слушай». Иконам, написанным «искусно» и по правилам можно «поклоняться» в православном храме, только не во время «никонианской службы», а – «после»; впрочем, иконе, на которой изображено именословное благословение, по Аввакуму, не следует поклоняться, хотя не должно и «ругать» её.343 Если по нужде случится прийти на исповедь к православному священнику: «ты с ним в церкви – той сказки сказывай, как лисица у крестьянина кур крала: прости-де, батюшко, я-де не отгнал; и как собаки на волков лают: прости-де, батюшко, я-де в конуру собаки той не запер. Он сидя исповедает, а ты ляг перед ним, да и ноги вверх подыми, да слюны пусти, так он и сам от тебя побежит: черная-де немочь ударила». Как обращаться с православным священником, если он придет в дом со святою водою: «а с водою тою как придет, ты в воротах яму выкопай, да в ней роженья натычь, так он набрушится тут, да и попадет. А ты охай, около него бегая, будто ненароком. А если который яму ту перелезет и в дому твоем водою тою намочит, ты после него вымети метлою, а св. иконы вымой чистою водою и ту воду снеси в реку и вылей; а ребятам вели позапечью от него спрятаться; а сам ходи тут, да вином его пой, и говори ему: прости, бачко, нечист, недостоин ко кресту. Он кропит, а ты рожу-то в угол вороти, или в мошну в те поры полезь, да деньги ему давай. А жена собаку из-под лавки в те поры гоняй, да кричи на неё. Он ко кресту зовет, а она говори: бачко, недосуг, собаку выгоняю, тебя же заест. Да осердись на него, раба Христова, – бачко, какой ты человек: не время мне! Да как-нибудь что собаку и отжените его».344

Жизнь раскольнического общества предъявляла много вопросов. Важнейшим из них был вопрос о попах. В первое время он решен был очень круто. Диакон Феодор в ответе на вопрос некоего Иоанна различал попов старого, дониконовского ставления, и попов нового ставления. От первых, если они, после уклонения от старины, затем покаялись, по нужде, «можно принимать всякую святыню – и крещение, и исповедание, и причащение, и прочая», впрочем, если они раскаялись искренно, с готовностью «умереть за старое благочестие»; иначе – лучше совсем не иметь наставника, чем быть руководимым «двоедушным». Попы же и диаконы, рукоположенные от Никона и особенно после 1666 года, по суду диакона Феодора, «не священи суть» и «православным христианам» т. е. раскольникам, «не подобает принимать от них – ни благословения, ни крещения, ни молитвы, и в церкви с ними не молиться, как и в домах», если даже «и по старому служат».345 Ответ этот скрепил своею подписью Аввакум, а по получении его в Москве – Авраамий.346 Однако, затем, Аввакуму пришлось дать иное наставление о попах нового рукоположения, по той простой причине, что попы дониконовского ставления постепенно вымирали. Требуя от своих последователей, чтобы они «бегали» от попа, который в чем-либо «заблуждается», хотя бы он был старого рукоположения,347 раскольнический законодатель дозволял ходить в те церкви, где поп, хотя и «новопоставленный», но «всею крепостью побит старину и проклинает никонианскую службу» и у него в храме «пение без примеси внутрь алтаря и на крылосах»,348 равно как принимать и таких «нового ставления» попов, которые прежде служили «по новому», а потом покаялись и «чисто стали хранить старое благочестие», запрещая, впрочем, им литургисать – до тех пор, пока не представится случай явить себя исповедниками за «старое благочестие».349

Запрещая обращаться к никонианским попам ради крещения младенцев,350 Аввакум учил, однако, что если, по нужде, младенец уже крещен попом – старого или нового поставления – по новому Требнику, то крещение не следует повторять, а следует лишь «довершить»:351 не делая «отрицаний» и не «погружая», необходимо прочитать молитвы по старому Требнику, помазать младенца маслом и миром, да около купели обойти по преданию; если же крещение было совершено по старому Требнику, то и такого «довершения», по Аввакуму, не требуется352 – безразлично: крестил ли поп старый или новый, и даже служит ли он (вообще) по «старому» или по «новому».353 В том же смысле раскольнический законодатель судил относительно «венчавшихся» у «новопоставленного попа»: разводить их не следует, а только необходимо «довершить» венчание – молитвы «старые» прочитать, да посолонь обойти, не «возлагая» вторично ни венцов, ни перстней; после этого брачующихся можно и «на-дух принимать».354

Давая те или другие руководственные правила, Аввакум имел в виду то, что настала «нужда», большая нужда, «нужда из нужд», по выражению Аввакума.355 В силу «нужды» Аввакум давал утвердительные ответы напр. на такие вопросы: можно ли венчать в простой избе, или: можно ли освящать церковь без благословения архиерейского (если есть антиминс)?356 Были вопросы и поважнее, – вопросы, в которых «нужда» давала знать о себе еще громче. В виду того, что недостаток в попах уже ощущался, Аввакум дал особые наставления относительно таинств крещения, покаяния и причащения. «Повелеваем, писал он, самим православным крестить: по нужде дозволяется крестить простолюдину. А исповедаться пошто идти к никонианину? Исповедайте друг другу согрешения, по апостолу».357 Поэтому Аввакум одобрял тех, которые ходили «на-дух» к «старцам» – мирянам.358 И причащаться, по наставлению Аввакума, можно также без попа: пусть каждый – мужчина, женщина, отрок – причащает «святым комканием» сам себя (а не друг друга);359 младенца же может причастить отец, равно и всякий мирянин.360

Тем более, по Аввакуму, мирянин может совершать такие церковные действия, как освящение посуды от осквернения, освящение брашна, пострижение в иночество, а равно и другие службы, с теми особенностями, чтобы не произносить ектений и вместо священнических возгласов: «благословен Бог наш» и «Боже, ущедри ны» говорить: «за молитв святых отец наших».361

Сколько недоумений возникало в обществе раскольников, можно видеть из того, что их законодателю пришлось давать ответы даже на такие вопросы: как погребать умерших, можно ли в понедельник есть мясо, можно ли пользоваться колодцем, если в нем окажется мертвое, как резать скот, можно ли есть зайца и т. п.?362

Хотя раскольнический законодатель заботился о том, чтобы удовлетворить запросам своего общества, однако в этом обществе не было ни порядка, ни согласия. Общество, отделившееся от Церкви, не могло иметь того мира, который Христос Спаситель даровал ей, и только ей одной. При богослужении, например, всякий поступал так, как хотел: один пел «единогласно» и «на речь», а другой «гнушался» такого пения; один клал поклоны в одно время, другой– в иное.363 Некоторые не принимали книг иосифовского издания – за то, что они «не сходны» с филаретовскими и иоасафовскими. Вообще очень рано среди «старолюбцев» возникло «многое разделение в учении», особенно потому, что иные совсем не хотели признавать кого-либо за своего руководителя, утверждая, что «сами больше всех знают».364 Дошло даже до того, что ученики Аввакума перестали иметь между собою общение в пище. Учитель хорошо понимал вред такого раздора для раскольнического общества. – «Глупцы! От гордости, что черви капустные, все пропадете»: писал Аввакум,365 и требовал, чтобы его последователи жили «советно», в любви,366 младшие – в подчинении старшим, а в обители своих учениц желал ввести даже очень строгую дисциплину.367 Однако и сам Аввакум не всегда поступал так, как учил других. В этом отношении очень характерна его распря с диаконом Феодором. Известно, что первые расколоучители держались некоторых неправославных мнений. Так, поп Никита защищал латинское учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы;368 диакон Феодор мудрствовал, будто пресуществление евхаристических даров бывает «оными словесы» Христа: «приимите и ядите» – опять по-латински;369 поп Лазарь заблуждался относительно догмата о св. Троице. Он учил: «Троица рядком сидит, – Сын одесную, а Дух Святой ошую Отца, на небеси на разных престолах, – яко царь с детьми сидит Бог Отец, а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцом небесным».370 С Лазарем был согласен и Аввакум. Когда московские ученики Аввакума спросили своего учителя относительно выражения в иоасафовской Цветной Триоди «поклоняемся Троице трисущней единой», то Аввакум ответил: «не блазнитесь, право написано то». И Игнатию соловецкому он же писал: «веруй трисущную Троицу, несекомую секи едино на три существа, не бойся». Затем, по мнению Аввакума, в утробу Девы Христос сошел не существом, а благодатию, а во ад сходил «с плотию».371 Обличителем Лазаря и Аввакума выступил диакон Феодор. Он справедливо назвал их учение «зломудрием». Со стороны Аввакума посыпалась на Феодора самая отборная брань, а затем – и проклятие.372 Однажды, когда Феодор вышел чрез окно из своей тюрьмы, Аввакум сказал об этом сотнику, который прежде не обращал на это внимания, а теперь, по аввакумовой просьбе и вследствие личного недовольства за что-то диаконом, приказал стрельцам схватить Феодора и бить его до крови, а затем связать и держать на морозе часа два. Аввакум и Лазарь смотрели на зрелище и потешались. Но и этим не кончилось. Аввакум подговорил стрельцов похитить у Феодора сочинение, в котором тот подробно – «листов полтораста было» – полемизировал с протопопом, и изодрал его, оставив себе лишь несколько листиков. Эти листики, с целью выдранные в отрывках, Аввакум послал к «братии» на «Русь», убеждая остерегаться учения Феодора, как еретика.373 Феодору пришлось писать оправдание.374 В обществе раскольников неизбежно возникли по этому поводу волнения,375 которые, начавшись в Москве, особенно сказались затем в отдаленной местности – на Керженце.376

§ 15. Надежда раскольников на возвращение старых церковных порядков; челобитные и открытые возмущения

Характерным явлением в расколе за первое время его существования было то, что большинство последователей раскола не теряло надежды на восстановление старых церковных порядков. Так было в течении целых пятнадцати лет. Диакон Феодор рассказывает о двух своих видениях, служивших ответом на его моление: «будет ли конец никонианской прелести»? и хотя в заключение оставляет вопрос не решенным, однако ему, очевидно, не хотелось дать ответа отрицательного.377 В сочинениях Аввакума нередко встречается мысль, что нужно ждать «поправления о Христе Исусе». – «Я надеюсь, говорил он, что Господь прекратит дни сии». – Господь ждет, по выражению Аввакума, «обращения» заблудших; поэтому нужно молиться – иначе не пособить – чтобы Господь «привлек» их «к истине»,378 особенно же – за царя.379 Подобные надежды не чужды были Лазарю и Авраамию.380 Таким настроением главных расколоучителей объясняется появление их челобитных. Они подавались как светской, так и духовной власти. Так, поп Лазарь писал (в 1668 г.) челобитную на имя патриарха Иоасафа II.381 Свое обращение к патриарху Лазарь мотивировал именно в таком выражении: «силен Господь тобою, пастырем, утишить лютое возмущение Церкви».382 Лазарю казалось, что начало уже положено: Никон «изриновен», – остается «следы» его «загладить».383 В крайнем самообольщении, не ограничиваясь хулою на православные обряды и таинства, челобитчик резко грозил патриарху: «за нас, писал он, будут судиться с тобою православные цари, патриархи и св. отцы».384 Интереснее челобитные Алексею Михайловичу. Известны челобитные Лазаря (1668 г.), Аввакума (1670 г.) и Авраамия (1670 г.).385 Более обширная – авраамиева челобитная, потому что автор подробно трактует в ней об обрядовых разностях. Тон челобитных неодинаков. В них перемешаны просьбы с требованиями, мольбы – с угрозами. Обыкновенно речь начиналась напоминанием о прежних челобитных, поданных царю раскольниками. Челобитчики просили царя рассудить между ними и их противниками.386 Обвинение против последних сводилось к уличению во введении «новой веры»,387 а собственное оправдание имело в основании такое положение: «мы во св. Церковь ничего не вносим».388 Осыпая противников страшными ругательствами, расколоучителя себя кощунственно приравнивали к христианским мученикам, замечая: «гонимый христианин Христа в себе носит, а гонящий сатане работает».389 Суд не должен быть «заочный», – челобитчики просили «дать» им «очную ставку со властьми» духовными и «книжниками». Она должна происходить при участии целого общества раскольников, для чего заключенных следует освободить, а разбежавшихся собрать, и в присутствии кого-либо из царского синклита, а лучше – самого царя, чтобы он сам слышал всякое слово.390 Лазарь, сверх того, готов был идти, по его выражению, «на Божию судьбу», – «на огонь».391 Оглядываясь назад, на то, что случилось, расколоучителя особенно язвили царя. «Ты, писал Аввакум царю Алексею, пал, а не восстал, послушав Никона, умер душою, а не воскрес. С каким оправданием хочешь ты явиться на страшный суд? Здесь ты нам не дал справедливого суда с отступниками, а там сам будешь отвечать пред нами. За всех на тебя одного падет вина, – ты попустил. Тошно тебе будет там».392 То будет последнее наказание, но будет наказание и в настоящей жизни: за вину царя расколоучителя грозили русскому царству разными бедами.393 В заключение прибегали к рассказам о видениях, – очевидно, для большей убедительности. Лазарь рассказывал о двукратном явлении ему пророка Илии, повелевшего будто бы твердо стоять за свое дело, и как при этом с него, Лазаря, железа спали. Аввакум уверял, что он видел Алексея Михайловича, по смерти его, пораженного большими язвами на спине и животе, – что ему, Аввакуму, явились сначала Богородица, потом Христос с ангелами, и сказал: «не бойся, Я с тобою».394

Видя, что ни эти сказки, ни эти угрозы не помогают, раскольники тревожно недоумевали. Между надеждою и разочарованием мысль двоилась тем более, что тогда продолжалась осада Соловецкого монастыря. Она была очень важным событием в первоначальной истории раскола.

Хотя не вся соловецкая братия добровольно согласилась с известным приговором (8 июня 1658) о непринятии новоисправленных книг, а три монастырские священника приносили даже жалобу патриарху на архимандрита Илию,395 однако эта жалоба осталась без последствий, так как она не застала Никона в Москве. И как в столице, после удаления Никона, свободно развивалась раздорническая пропаганда, так и в отдаленном северном монастыре положение дел обусловливалось тем же обстоятельством. Там хорошо знали о том, что делалось в Москве. Добровольно приходившие в монастырь противники исправленных книг, а равно и сосланные сюда за раскол, естественно, способствовали усилению неудовольствий. А никаких мер против мятежников со стороны власти не предпринималось. Варфоломей, преемник Илии, посвященный в Москве в Соловецкого архимандрита в марте 1660 года, не получил никакого определенного приказания относительно введения в монастыре исправленных книг. В 1664 году он являлся к царю с просьбой по монастырским делам и был принят им особенно милостиво.396 А между тем в монастыре служили «по старому»; мало этого: приговором 16 февраля 1663 года прямо было уложено никаких «нововводных чинов» не принимать.397 Все это делалось серьезно. Когда по царской грамоте, Варфоломей поехал в Москву на собор (1666 г.), братия поручила ему ходатайствовать пред царем о неприкосновенности в монастыре «старого церковного чина» и выразила свою просьбу даже в челобитной.398 Только теперь были приняты меры к прекращению беспорядка, происходившего среди соловецких насельников. Некоторые из соловлян были вызваны для допроса в Москву, в монастырь же для увещания братии был послан (1666 г.) архимандрит ярославского Спасского монастыря Сергий. Он получил на имя братии соборное повеление с требованием быть в послушании Церкви и с проклятием на упорных. Алексей Михайлович со своей стороны угрожал неповинующимся «жестоким наказанием».399 И однако, вместо того чтобы принять Сергия с должною честью, монахи послали царю новую челобитную, в которой грозили оставить монастырь, если их будут «учить» по новым книгам.400 Затем, когда на место Варфоломея архимандритом был назначен (в 1667 г.) Иосиф, постриженик соловецкий, то и он не был принят соловецкими иноками, а в посланной по этому поводу на имя царя челобитной «о вере» челобитчики уже так выражались: «не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житье».401

Впрочем, возмутившиеся нашли нужным подробно изложить свои религиозные убеждения. С этою целью казначей Геронтий402 написал обширную челобитную. Она была послана в Москву не ранее конца сентября 1667 года.403 В мире раскола эта челобитная получила особенное уважение и великую знаменитость. Челобитчики имели целью доказать основное положение раскола, – что «никоновы ученики проповедуют новую веру», и доказывали это обычным приемом. В челобитной раскрыты известные мысли о близкой кончине мира, о повсюдном уклонении христиан, кроме русских, от истинной веры, о греках и греческих книгах, и вместе с этим перечислены мнимые отступления от веры «старой». И в этой челобитной челобитчики опять выразили готовность скорее умереть, чем принять новые книги.404

Видя противление монахов, царь сначала наказал их отнятием богатых береговых вотчин,405 а когда и это не подействовало, решился смирить силою. Последние в свою очередь, хотя и послали царю просьбу о присылке меча, однако ж стали готовиться не к смерти от меча, а к отражению его.

Во главе возмутившихся теперь стояли: архимандрит Саввинского в Звенигороде монастыря Никанор, живший в Соловках на покое (с 1660 г.), человек книжный и с решительным характером,406 – иеромонах – казначей Геронтий, составитель последней Соловецкой челобитной, – келарь Азарий, заменивший собою «заводчика» возмущения старца Александра Стукалова, задержанного в Москве,407 – служка Фаддей.

Осада монастыря длилась несколько лет. На Соловецкий остров попеременно были посылаемы: стряпчий Волохов (1668 г.), стрелецкий голова Иевлев (1672 г.), воевода Мещеринов (1673 г.). Продолжительность осады стояла в связи с тем, что военачальники действовали не с одинаковой энергией, располагали не одинаковым количеством военной силы и имели не одинаковые инструкции от царя. Царь менее всего желал прибегать к военным средствам. Волохову и Иевлеву был дан приказ «потеснить» возмутившихся разными, какими возможно, мерами, но запрещено было делать «приступ» к монастырским стенам, а равно и «стрелять по ограде».408 Кроме того, нельзя было забывать, что осаждаемые находятся при благоприятных условиях: амбары монастырские были полны хлебом, на монастырской стене и по башням стояло 90 пушек, в пороховом подвале хранилось 900 пудов пороху, множество ядер, и пр.409 Все это затянуло осаду. В 1670 году мятежники открыли стрельбу по царскому войску. Никанор ходил по башням, кадил пушки, кропил их водою, приговаривая: «матушки галаночки, надежда у нас на вас, вы нас обороните». Одна часть братии этого не желала, – сам Геронтий советовал не «стрелять»;410 но противная партия взяла верх. 28 декабря 1673 года в монастыре происходил черный собор, на котором положили: «за великого государя богомолье оставить».411 Когда священники не хотели исполнить этого постановления, то мятежники морили их в тюрьме голодом. Вследствие этого в монастыре открылась внутренняя усобица. Началось тайное бегство из монастыря. В довершение появилась цынга. Больные умирали без причастия, а погребали их без «отпеванья».412 В то же время и царь решился «искоренить мятеж» как можно скорее.413 Мещеринов тесно обложил монастырь и усиленно повел осадные работы. Может быть, в скором времени осажденные сами растворили бы монастырские ворота, если бы не предупредил один из перебежчиков – старец Феоктист. Он передал воеводе о возможности войти в монастырь секретным ходом – в калитку у Белой башни. По этому указанию царское войско и проникло в монастырь ночью на 22 января 1676 года.

Осада Соловецкого монастыря много содействовала распространению раскола. Монастырь пользовался большим уважением в народе. Каждое лето стекалось туда множество богомольцев. Во время осады они не могли пройти в монастырь и должны были возвращаться обратно. Молва, что монастырь осаждается войском, что монахи отстаивают «старую веру», не могла не производить смущения в народе. Зло отразилось в разных местах, не минуя и столицы,414 особенно же – на севере, в Поморском крае. Случилось, что чрез несколько дней после взятия монастыря, именно 29 января, умер Алексей Михайлович. Расколоучители поставили это признаком наказания Божия царю и в этом смысле стали распространять рассказы – как царь пред смертью «познал» свое «преступление», как посылал гонца с приказанием войску отступить от осаждаемого монастыря, и пр. и пр. Если в монастыре отстаивалось благочестие, то каким образом он мог пасть пред нечестием? По крайней мере расколоучители признавали возможность такого недоумения и потому поспешили устранить его – объяснением, что взятие монастыря было наказанием Божиим осажденным за их «междоусобную крамолу». Само собою разумеется, что наказанные соловецкие мятежники были прославлены от расколоучителей как «преподобномученики» и «новые страстотерпцы».415

Таким образом, печальный для раскольников исход соловецкого «стояния за веру», хотя и поколебал, но окончательно не разрушил их надежд на возвращение старых церковных порядков. Ожидания нового царствования соединялись (напр. для Аввакума)416 с представлением о самом лучшем будущем.417 Как только весть о восшествии на престол нового царя (в 1676 г.) дошла до Пустозерска, Аввакум взял перо и написал Феодору Алексеевичу просительное послание. В этом послания причудливым образом переплелись исконная, трогательная по своей простоте, преданность русского человека царю и страстная уверенность ослепленного фанатика. Начало послания скромное, почтительное, покорное. Назвав царя «блаженным и треблаженным», Аввакум взывал: «милостив буди мне, господи!.. Помилуй меня, Алексеевич, дитятко красное церковное! Тобою хощет весь мир просветиться, о тебе люди Божии расточенные радуются, – что Бог дал нам державу крепкую, незыблемую... Если не ты по Господе Бозе: кто нам поможет»? И вдруг, как бы вспомнив все прошедшее, окинув одним быстрым взглядом все, что делалось и делается на Руси неладного, по мнению Аввакума, он в каком-то странном ожесточении тут же продолжает: «а что, царь-государь, если бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал в один день. Сперва Никона – собаку рассек бы на четверо, а потом – и никониан... Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, – слышал я от Спаса: то ему за его правду».418 Кажется, это была последняя просьба Аввакума. 1 апреля 1681 года Аввакум, вместе с другими своими «соузниками», был казнен «за великие на царский дом хулы».419 На площади построили сруб из дров. Собрался народ и снял шапки. Аввакум сложил два перста, поднял руку и стал учить: «будете этим крестом молиться – во век не погибнете, а оставите его – городок ваш погибнет, песком занесет; а погибнет городок – настанет и свету конец». Огонь прервал речь Аввакума... За лесом, в Пустозерске, есть площадка, там крест стоит и зовется Аввакумовым. Раскольники считают Аввакума святым и имеют его иконы... Весть о казни Аввакума, конечно, поразила раскольников, но все-таки не заставила умолкнуть. По инициативе Досифея, игумена Троицкого монастыря олонецкого уезда, раскольники северного края надумали обратиться к царю с челобитной «о исправлении веры».420 Бросили жребий, кого посылать в Москву. Досталось идти иноку Сергию, постриженику Досифея. Явившись в Москву уже по смерти царя Феодора († 27 апреля 1682 г.), Сергий принимал участие в важных событиях 1682 года.

Известно, что трех-актовая «печальная трагедия», начавшаяся 15 мая бунтом стрельцов, кончилась провозглашением малолетних царевичей Иоанна и Петра – царями, а сестры их царевны Софьи – соправительницей их. Новое правительство не могло быть сильно. Сила заключалась в стрельцах. Вся Москва трепетала от них. Так как начальником стрельцов сделался князь Хованский, раскольник по своим убеждениям, то для раскольников настал момент самый благоприятный. Теперь они могли рассчитывать на помощь, а следовательно и успех. Кстати в Москве в это время были такие раскольники, которые могли руководить делом. Тут бродил известный суздальский поп Никита, тут же скитался волоколамский инок Савватий. Как только Сергий, посланный Досифеем, прибыл в Москву и раскольникам стала известна цель его прибытия, Никита и Савватий поспешили познакомиться с ним. Скоро к ним присоединились еще три выходца из волоколамских пустынь421 и таким образом составилась «злая шестерица».422 В дом калачницы Феодоры, в Гончарах, где остановился Сергий, раскольники собирались на совещания. Ход дела был такой. По совету Никиты, написана была челобитная без указания имени, от кого подается. Никита сам просмотрел её и исправил.423 Но прежде, чем нести челобитную «на верх», раскольники пустились на происки среди стрельцов. На третий день после кремлевского погрома, когда еще дымилась кровь, пролитая на Красной площади, в Титовом стрелецком полку уже толковали о том, как бы восстановить «старую веру». И когда оказался недостаток в «искусном» руководителе, инок Сергий явился к услугам. По его благословению и при его участии была составлена для стрельцов челобитная «от лица всех полков и чернослободцев».424 Не трудно было составителям «описать» мнимые ереси православной Церкви, потому что пред их глазами лежала известная пятая Соловецкая челобитная.425 Не трудно также было произвести впечатление на невежественных стрельцов. «От роду не слыхали мы такого слога и такого описания ересей в новых книгах», говорили стрельцы, слушая челобитную; многие плакали, а когда чтение кончилось, все закричали: «подобает, братия, постоять за старую веру и кровь свою пролить». – «Попекитесь, подзадоривал Сергий, попекитесь, братия, о стольких душах, погибающих от новых книг! Не дайте в поругание братию нашу, а мы готовы обличить их новопредания». – Оставалось дать начатому движение, а потому донесли обо всем Хованскому. Тот обрадовался предприятию и пожелал, чтобы ответчиком пред властями был поп Никита: «этот заградит им уста», говорил Хованский. Приближалось 25 июня, день, в который было назначено коронование царей. Раскольникам сильно хотелось, чтобы при венчании царей патриарх служил по старым книгам. С этою целью они желали устроить, за день до коронации, состязание с духовными властями, на Лобном месте, в присутствии государей. Но затея не удалась: в назначенный день (23 июня) последовала только подача челобитных. Венчание царей совершилось по новым книгам; литургию служили на пяти просфорах. Никита заказал было некоей искусной вдовице напечь просфор с печатью осмиконечного креста и, обнадеженный Хованским, понес их в Успенский собор, но, за теснотой, должен был с досадою возвратиться назад со своим узелком. Однако и после этого раскольники не унывали. Она смело ходили с проповедью о расколе по улицам и площадям столицы, а 28 июня, в среду, приходили в патриаршую крестовую палату и вступали с патриархом в дерзкие прения. Кончилось прением в Грановитой палате. 5 июля, рано утром, предводители раскола отпели молебен и, благословившись у расстриги Никиты, отравились в Кремль; они взяли крест, евангелие, икону страшного суда, старые книги, которые несли на головах, зажгли свечи; огромная толпа народа прорвалась с ними туда же; давка была страшная. Войдя под охраною стрельцов в Кремль, раскольники у Архангельского собора, в виду царских палат, расставили аналои, разослали на них пелены разложили крест и образа, а пред ними поставили свечи. Сергий, став на скамейки, читал народу соловецкие тетрадки, а когда вышел патриарший посланный – спасский протопоп Василий и хотел читать обличение на Никиту, то его едва не убили. Патриарх Иоаким с архиереями и духовенством столицы совершал в Успенском соборе богослужение, и страх от мятежников был так велик, что все служившие плакали. Раздавались вопли и в палатах царских. Вопреки требованию раскольников, чтобы прение происходило на площади, оно состоялось в Грановитой палате. Сюда явилась царевна Софья и другие лица царской семьи, патриарх, пятнадцать архиереев, архимандриты, игумены; тут был весь царский синклит и представители разных сословий; сюда же, наконец, вошли с великим бесчинием и раскольники, держа в руках аналои, скамьи, свечи и пр. На вопрос патриарха: чего они требуют, Никита отвечал: «мы пришли бить челом о исправлении веры, – введена вера новая», и потребовал чтения челобитной. По прочтении челобитной, патриарх Иоаким, держа в руках Евангелие святителя Алексия, со слезами на глазах стал было увещевать мятежников, но они, подняв руки с двуперстием, шумели: «вот так, вот так». Особенно буйствовал Никита. Он своеручно бил Афанасия архиепископа Холмогорского, выступившего со словом увещания, и дерзко оскорблял в лицо особ царской семьи. Собрание за беспорядками кончилось. Проходя, под охраною стрельцов, по Кремлю, расколоучители кричали: «победихом, победихом», и, поднимая двуперстие, добавляли: «так слагайте». При пении богородичных мнимые победители ушли за Яузу и там служили молебны и звонили в колокола.426

Но торжество раскольников было не продолжительно. Софья постаралась разобщить стрельцов от союза с раскольниками; стрельцы принесли повинные, что стоять за веру – не их дело, и сами переловили главных мятежников, которые и были наказаны. Сергий был отослан в ярославский Спасский монастырь,427 прочие же разосланы по другим монастырям.428 Никита за оскорбление царской чести был казнен (11 июля) на Красной площади отсечением головы. Так кончил свою жизнь бывший суздальский поп, справедливо за свои подвиги на пользу раскола названный в сказке о смертном приговоре «Пустосвятом».429 По преданию, раскольники подобрали обезглавленный труп Никиты, купили у палача голову и с великим благоговением вывезли бренные останки в город Гжатск, где и похоронили на старом кладбище.430

Б. – § 16. Ожидание кончины мира; самоистребление; колонизация. – Распадение раскола

§ 16. Ожидание кончины мира; самоистребление; колонизация. – Распадение раскола

Раскольничья смута 1682 года не прошла бесследно и для всего раскола. Власть обратила на него внимание более строгое. Власть духовная, по прежнему оставляя в своих руках духовный меч, озаботилась изданием новой полемической книги под именем «Увета духовного» (1682 г.),431 со стороны власти светской последовало усиление гражданского преследования раскольников, – указами 1684 и 1685 годов под страхом смертной казни было воспрещено самое содержание раскола.432 Дело раскола оказалось проигранным навсегда. Мечта с проблесками заманчивых надежд, лелеянных много лет, сменилась для раскольников действительностью самою мрачною. И вот, следствием этого в расколе было: ожидание кончины мира, умножение случаев самоистребления и колонизация.

Как известно, еще до 1666 года эсхатологические чаяния не мало волновали противников книжных исправлений. После окончательного осуждения раскола толки усилились. Вопрос решался не во всех частностях одинаково. Такие столпы раскола, как Аввакум и диакон Феодор, держались того мнения, что кончина мира уже «близь есть»,433 но что антихрист еще не приходил;434 началось то «последнее отступление»,435 которое имеет быть пред кончиною мира, «скоро» и антихрист «будет»,436 так как путь уже уготован ему. Иначе готов был думать инок Авраамий, – по крайней мере некоторое время. Интересуясь вопросом, он обращался за решением его сначала к диакону Феодору,437 затем и к Аввакуму.438 Тем не менее и после этого, не смотря на их ответы, ему казалось, что патриарх Никон «зело подобится» антихристу.439 Особенно смущало Авраамия то, что Никон построил монастырь под названием: «Новый Иерусалим»:440 ведь антихрист утвердит свое царство в Иерусалиме... Впрочем и Авраамий не мог, как ни желал того, перетолковать в приложении к Никону все те черты, которыми «сын погибели» изображается в «Писании». Вследствие этого расколоучитель в вопросе об антихристе спутался, так что нередко доходил в своих суждениях до прямого противоречия.441 Были, наконец, и такие раскольники, которые утверждали прямо, ничтоже сумняся, что царство антихриста уже настало, причем одни говорили об антихристе чувственном и указывали на патриарха Никона,442 другие – об антихристе духовном.443 Это была своего рода крайняя партия. В связи с мыслью об антихристе и под её влиянием сторонники этой партии проповедовали, что благодать священства «испразднена», что, следовательно, нет более приношения на алтарях бескровной жертвы, не должно быть и браков.444 Само собою разумеется, что против таких «лжесловесников» последовали обличения. Аввакум и диакон Феодор доказывали. что антихрист «будет царь, а не патриарх» и устроит себе престол не в России, а в Иерусалиме,445 – что пред пришествием антихриста явятся обличители его во плоти, чувственно,446 – что священство, причастие и брак пребудут до скончания века, т. е. и при антихристе. Но все это не имело успеха для успокоения умов, потому что разница была не велика – явился ли антихрист, или же только «скоро будет»,447 к тому же почти все были согласны в том, что кончина мира «близь есть». Вычислен был и самый год её, – он падал на 1691-й,448 потому что этот год, согласно счислению раскольников, был 1666 годом от «вшествия Господня во ад».449

В ожидания кончины мира, раскольники придумали употребить, так сказать, чрезвычайное средство, чтобы не «погибнуть зле духом».450 Оно заключалось в самоистреблении. Самоистребление имело несколько видов: самоуморения, самозаклания, самоутопления и самосожжения. Те которые избирали первый путь – «поститься до смерти», большею частью уходили в «пустыни», обыкновенно с женами и детьми,451 и там кончали свою жизнь в ямах и «храминах». Другие искали смерти где-нибудь поближе: собирались во двор или сарай, двери за собой запирали, а сарай поджигали. В Нижнем Новгороде был в 1672 году первый случай самосожжения, причем сгорело раскольников «тысячи с две».452 Самоистребление первоначально зародилось в виде самоуморения, в Вязниках Владимирской губернии, в среде последователей некоего лжеучителя чернеца Капитона. Капитон был аскет. Идея аскетизма у него выразилась особенно в постничестве. Это начало довел до конечных выводов некий «мужик-неук» Василий Волосатый, уроженец юрьевского уезда. Если Капитон первый возвестил о подвижничестве, как средстве для спасения, то Волосатый первый стал проповедовать необходимость для этой цели такого «подвига», как «пощение до смерти». Мысль о подвижничестве у Капитона стояла в связи с отрицанием необходимости в деле спасения церковной иерархии. Поэтому и учение Волосатого нашло себе последователей первоначально в той среде, которую называли тогда «безпоповщиною» и которая составляла особую отрасль в расколе, получившую потом наименование «нетовщины». Виновник капитоновщины-безпоповщины был и в смысле собственно старообрядческом одним из первых «за веру стоятелей». Сами безпоповцы и волосатовцы любили называть себя «староверцами», как равно и всех «староверцев» обычно тогда звали «капитонами». Отсюда открывался мостик для занесения примера в среду «правоверного» старообрядчества. Волосатовщина продолжает существовать, не только в XVII веке, но и переходит границу его, но стоит особняком, в среде же «правоверного» старообрядства самоистребление получило другой смысл. В основу доктрины была положена мысль о наступлении царствования антихриста. Видимым признаком этого царствования служили преследования против хранивших «веру» вообще, и частные, если прилучится. Если там, в волосатовщине, самоистребление было подвигом взамен веры, «вторым крещением» вместо бесплодного крещения «водою», и заменяло «покаяние» как средство «очищения от грехов», то здесь, в расколе вообще, самоистребление понималось как средство цело соблюсти веру, сохранить ризу крещения от осквернения, не погубить плодов покаяния. Требование предъявлялось обязательным каждому, потому что никак-де нельзя избежать печати антихриста, «ятый же на мучение» и открыто покоряется антихристу. Правда, с этим взглядом был несогласен взгляд протопопа Аввакума, который самоистребление предлагал на волю, только избранным, как «самовольное мученичество», причем и оправдывал его исключительно лишь святоподобиями, но будучи более умеренным, его взгляд оказывался менее последовательным и менее убедительным, почему его самостоятельность сразу же и затерялась.453 При взгляде на самоистребление, как средство избежать печати антихриста, случаи его естественно умножились после издания строгого указа 1685 года. Они повторялись в разных местах, особенно же на севере. Например, в 1687 году в местечке Березове, олонецкого края, сгорело более тысячи человек во главе с неким Пименом. В том же году в Палеостровском монастыре, что на острове, в самой северной части озера Онежского, инок Игнатий сжегся с 2700 раскольников.454 В Сибири пример самосожжения, с 1700 жертв, показал, еще в 1679 году, поп Дометиан.455

Самоистребление тогда же вызвало против себя борьбу в самом расколе. Удобнее был другой исход, который многие и избрали, чтобы не испытать на себе строгость царского указа (1685 г.): или бежали в леса непроходимые, пустыни ненаселенные,456 как это случалось и ранее,457 или же, оставляя отечество, переходили «рубеж» и селились в Польше, Швеции, Пруссии, Турции.

Между тем для раскольников настало новое затруднение. В расколе не осталось ни одного попа «древнего поставления» и грозный вопрос об иерархии потребовал неотложного решения. И как первые расколоучители решали этот вопрос неодинаково, так неодинаково было и окончательное решение его. Теперь это стояло в связи с местными условиями. Одна часть раскольников, осевшись в одной местности, объявила, что возможно содевать свое спасение помимо лиц иерархических; другая, сосредоточившись в другой местности, далекой от первой, стала «окормляться бегствующим от великороссийской Церкви иерейством». В первом случае образовалась так называемая безпоповщина, во втором – так называемая поповщина.458

* * *

306

Мат. для ист. раск. VI, 131.

307

Там же, V, 76–7. 88. 237. 264; VI, 79; VII, 260. 386–7. 389.

308

Там же, VIII, 89–112; V, 214–17. 231–2. 237.

309

С Еленой оставили монастырь, вероятно, и другие. До взятия боярыни Морозовой под стражу Елена привитала у неё, а также и после не прекращала, как и Мелания, сношений с этою родовитою раскольницею. – Там же, V, 166–70. 232; VIII, 95. 170 прим. 2. 174 прим. 1. 175. 192.

310

Сохранявшееся доселе послание инока Епифания к Антониде Афанасьевне, важного значения не имеет. – Хр. Чт. 1889, I, 240.

311

Мат. для ист. раск. VIII, 97.

312

Там же, V, 176; VIII, 96. 97; Хр. Чт. 1888, I, 743.

313

Там же, VIII, 45. 108–9.

314

Там же, VIII, 108.

315

Там же, V, 291; VIII, 88.

316

Там же, V, 204; VI, 79; VIII, 75. 76.

317

Там же, V, 181. 214. 231. 282.

318

Там же, V, 175. 301; VIII, 55–6. 220; Хр. Чт. 1888, I, 749.

319

Там же, V, 105. 231; VII, 67. 75. 95. 219.

320

Там же, V, 43–4. 63. 92–4. 96–8. 100–3 и др.

321

Там же, V, 113.

322

Житие Епифания – Хр. Чт. 1889. I, 211.

323

Мат. для ист. раск. VI, 93. 95. 223. 225. 254.

324

Там же, VII, 409. а также VI, 226.

325

Там же, V, 387–8 ср. VI, 219.

326

Там же, VIII, 6. 29. 35. 37.

327

Там же, V, 387; VIII, 39–40.

328

Там же, VIII, 38. 48.

329

Там же, VI, 150. – В свое оправдание диак. Федор указывал на то, что в типографии Иверского монастыря, с дозволения Никона, был напечатан Часослов (1658, мар. 1) «по старому» и в нем, между прочим, символ веры со словом «истинного». Ссылка верна (Хр. Чт. 1890, II, прилож. стр. 278–9), но заключение диак. Федора ложно. Факт находит для себя правдоподобное объяснение в том, что в Иверском монастыре были приверженцы «старины», или в том, что печатание производилось по дониконовскому подлиннику.

330

Мат. для ист. раск. VI, 232. 234. 243, 246.

331

Там же, VI, 100. 192. 202. 207. 210, VII, 389.

332

Там же, VIII, 51. 81–3.

333

Там же, V, 232; VIII, 56. 82.

334

Там же, V, 291.

335

Там же, V, 221. VI, 76; VIII, 67. 87; Хр. Чт. 1888, I, 747.

336

Там же, VIII, 68. 73.

337

Там же, VIII, 72; V, 205. 221.

338

Там же, VIII, 73–5.

339

Там же, V, 221; Хр. Чт. 1883, I, 758–9.

340

Мат. для ист. раск. VII, 248–9. 255–8.

341

Там же, VI, 250–5.

342

Там же, VIII, 104–5.

343

Там же, V, 216. 235 и V, 218–19 ср. Хр. Чт. 1888, I, 746. 751. 754.

344

Мат. для ист. раск. V, 235–6 и прим. 3; VIII, пред. стр. VII–VIII.

345

Там же, VI, 60–4. 75. ср. 310–11.

346

Там же, VI, 79 ср. V, 224 прим. 1.

347

Там же, V, 221 прим. 1 ср. Хр. Чт. 1888, I, 735. 738, а также Мат. для ист. раск. VIII, пред. стр. VII.

348

Там же, V, 221 прим. 1; VIII, пред. стр. VII–VIII; Хр. Чт. 1888, I, 738.

349

Хр. Чт. 1888, I, 735. 738. 747.

350

Мат. для ист. раск. VIII, 69.

351

Некоторые из последователей Аввакума готовы были перекрещивать крещеных православным священником, подыскивая и правила для этого; но Аввакум дал такой ответ: «егда до конца истреблят (т. е. православные) истинный устав крещения, тогда подобает совершенно крестити, а дóндеже отрицают и погружают, сих догмат переделовати не подобает», – Хр. Чт. 1888, I, 735.

352

Мат. для ист. раск. VIII, 68–9. 103–4. 111.

353

Там же, VIII, 103–4 ср. Хр. Чт. 1888, I, 737. – Слова в Мат. для ист. раск. V, 234 прим. I следует считать искаженными. Тех младенцев, крещение коих требует «довершения», до этого, по Аввакуму, не должно причащать, а если помрут, подобает за них молиться, ибо они не могли знать «правды». От взрослого в этом отношении требуется предсмертное раскаяние. – Мат. для ист. раск. VIII, 111.

354

Там же, VIII, 103; Хр. Чт. 1888, I, 735. 737.

355

Там же, VIII, 69. 101; Хр. Чт. 1888. I, 735.

356

Там же, VIII, 101. 104.

357

Там же, V, 233, 235 и прим. 5; VIII, 69.

358

Хр. Чт. 1888, I, 746.

359

Мат. для ист. раск. V, 233–4; VIII, 69; Хр. Чт. 1888, I, 747.

360

Мат. для ист. раск. V, 234 и прим. 2; VIII, 69.

361

Там же, VIII, 69. 101; Хр. Чт. 1888, I, 746, 748.

362

Мат. для ист. раск. VIII, 101, 104; Хр. Чт. 1888, I, 749–50.

363

Мат. для ист. раск. V, 215. 222; VIII, 90, 91–3, 105; Хр. Чт. 1888, I, 750.

364

Мат. для ист. раск. V, 215; Хр. Чт. 1888, I, 738, 744.

365

Мат. для ист. раск. V, 217 ср. VIII, 102.

366

Там же, VIII, 101; Хр. Чт. 1888, I, 742.

367

Мат. V, 167–70; VIII, 94–5, а особенно – Хр. Чт. 1888, I, 741.

368

Мат. для ист. раск. IV, 39–50.

369

Там же, VI, 98–9, 128. – Диакон Феодор коснулся этого вопроса в споре с Аввакумом и Лазарем, которые учили, что хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы на проскомидии (там же, VI, 97, 128). Так же умствовал и поп Никита – IV, 11–13, 50–59.

370

Там же, VI, 107–8; VIII, 228.

371

Там же, V, 347; VI, 96–7,108, 121–2; VIII, 219–22, 228.

372

Там же, V, 176; VI, 95. 99. 125; VIII, 219–20, 222.

373

Там же, VI, 100, 131–2.

374

Там же, VI, 95 и след.

375

Там же, VIII, 111–12, 238 в др.

376

Таким образом распри в обществе раскольников возникали, на первых порах, между прочим, по милости главных расколоучителей. Пустозерские узники подавали примеры горячих споров по вопросам даже совсем неважным. Например, у Феодора была Псалтирь учебная иосифовская, а у Аввакума – иоасафовская: в первой, в 104 псалме, читалось: «вниде Израиль во Египет и возрасти люди своя», во второй: «возврати люди своя». Из за этой разности расколоучители «больше года бранились» между собою. – Там же, VI, 119, 127.

377

Там же, VI, 94–5.

378

Там же, V, 241, 250; VIII, 38, 41, 56; Хр. Чт. 1888, I, 747–8.

379

С этою целью Аввакум писал особые молитвы, проникнутые горячим чувством (VIII, 41–2). Когда некоторые из раскольников стали говорить, что молиться за царя не следует, завели спор относительно слов (тропаря): «победы благоверному царю даруй на сопротивныя» и пр., то Аввакум писал в наставление, что молиться за царя подобает – «и он человек, спаси его, Господи» (VIII, 101), что хорошо и просфоры «вынимать» за царя и правящих, молясь о «обращении» их, что, если совесть не позволят произнести при этом «имя царя», можно вынимать частицу «безымянно – о благоверных князех» (VIII, 57 и 1888, I, 748). Впрочем, Аввакум добавлял, что при пении тропаря «Спаси, Господи» не следует царя – «отщепенца» называть «благоверным», а просто сказать «Спаси, Господи, царя, имя – рек», и что можно не молиться за умерших врагов, следовательно и за умершего царя, ибо это не отвечало бы цели молитвы (VIII, 102; Хр. Чт. 1888, I, 748, 769).

380

Мат. для ист. раск. IV, 267–8; VII, 404.

381

Там же, IV, 266 ср. V, 83.

382

Там же, IV, 266. 267–8.

383

Там же, IV, 272 ср. VI, 191, 199, 301.

384

Там же, IV, 275–6. 282.

385

Там же, IV, 223; V, 142 и прим. 1; VII, 259 и пред. стр. XXVIII.

386

Там же, V, 142 и VII, 260–1; VI, 226, 229, 241; V, 143.

387

Там же, VII, 261 ср. V, 145 и IV, 226. 229. 244. 271.

388

Там же, IV, 262–3, 282; V, 143–4.

389

Там же, IV, 223, 230, 231–2; V, 143, 146, 154; VII, 304, 323, 345, 275, а затем IV, 227; V, 147 ср. VII, 366.

390

Там же, IV, 235–6; V, 146; VII, 266, 275, 309.

391

Там же, IV, 236.

392

Там же, V, 144, 146 ср. IV, 249, 253, 263 и VII, 265, 275.

393

Там же, IV, 241; V, 147; VIII, 262–3, 288.

394

Там же, IV, 264–5; V, 149, 153.

395

Там же, III, 6–12.

396

Пр. Соб. 1880, I, 350–1; II, 63–5.

397

Мат. для ист. раск. III, 42. 111.

398

Там же, III, 45–7, 111–12, 188.

399

Там же, III, 106–13, 117–22, 130–1.

400

Там же, III, 160–4.

401

Там же, III, 203, 207–11 ср. 278–80.

402

А. И. IV, № 248, стр. 535.

403

Пр. Соб. 1881, I, 163.

404

Мат. для ист. раск. III, 217–76.

405

Царская грамота от 27 дек. 1667 г. – Ист. опис. Солов. мон. I, 155.

406

Пр. Соб. 1880, I, 162.

407

Мат. III, 180, 182.

408

Там же, III, 321; Доп. к А. И. V, № 67, стр. 340. 348.

409

А. И. IV, № 248, стр. 533.

410

Там же, стр. 532, 535.

411

Мат. для ист. раск. III, 337.

412

Там же, III, 344–5.

413

Доп. к А. И. V, № 67, стр. 363.

414

Мат. для ист. раск. VII, 406–7.

415

Там же, VI, 92–4, 219–20.

416

Там же, VIII, 45.

417

Вероятно, под влиянием таких надежд появились среди раскольников рассказы о попытках Феодора Алексеевича в пользу старины и её защитников, попытках, неудавшихся будто бы лишь вследствие протеста духовной власти. – Там же, VI, 220–1, 255.

418

Там же, V, 155–8.

419

Макарий – Ист. русск. раск. стр. 219 и пр. 400. (Спб. 1855).

420

Мысль эта возникла еще при жизни Аввакума, к которому и обращались за советом. Аввакум одобрил намерение. – Мат. для ист. раск. IV, 299; VIII, 97–8.

421

Там же, IV, 300; Три челобит. (1862 г.) 83, 88.

422

Хр. Чт. 1891, I, 524.

423

Мат. для ист. раск. IV, 299–300.

424

Три челобит. 72, 75.

425

Мат. для ист. раск. IV, 300; Опис. раск. соч. II, 128.

426

Три челобит. стр. 75–87, 90–108, 112–16, 118–37; Увет Духов., л. 59–70 по изд. 1682 г.

427

А отсюда был переведен (в 1684 г.) на заключение в Солотчинский монастырь Рязанской губернии. – Ист. обозр. ряз. иер. стр. 185–6, изд. 1820 г.

428

Три челобитные, стр. 142.

429

Мат. для ист. раск. I, 393–6.

430

Ист. Вест. 1887, XXVII, 233. – Труп Никиты указано было бросить в болото на съедение собакам. А. И. V, 341.

431

Хр. Чт. 1886, II, 165–6.

432

А. Э. IV, № 284; П. С. З. т. II, № 1102.

433

Мат. для ист. раск. V, 361; VI, 74, 181.

434

Там же, V, 250, 361; VI, 264; VIII, 33.

435

Там же, VI, 181 ср. V, 227.

436

Там же, V, 261, 361; VI, 178, 182.

437

Еще до ссылки Феодора в Пустозерск – Хр. Чт. 1890, II, 713–29, а ответ Феодора – Мат. для ист. раск. VII, 234–41.

438

Там же, VII, 403.

439

Там же, VII, 421.

440

Там же, VII, 377–81; другие признаки – VII, 372, 374, 199, 377, 420.

441

Там же, VII, 252–3 ср. 419.

442

Там же, V, 250; VI, 267–8.

443

Там же, V, 216; VII, 419; VIII, 78–9.

444

Там же, VIII, 100–1, 103; Хр. Чт. 1888, I, 736. 738–9.

445

Там же, VI, 263–4, 268.

446

Там же, V, 216; VI, 187, 264; VIII, 32, 78.

447

Тем более, что, по мнению даже тех расколоучителей, которые только еще «ожидали» антихриста, для них, раскольников, «настало» уже «антихристово мучение». – Там же, VII, 239.

448

А. И. IV, № 248, стр. 536.

449

Число 1691 получилось из 1000 + 666 + 33 – 8 таким образом: 1000 и 666 суть апокалипсические числа: 1000 + 666, причем 1000 считалась от «вшествия Господня во ад»: 1000 + 666 + 33; а так как раскольники полагают, что Спаситель мира родился в 5500 году, а не в 5508, как принято у нас, то: 1000 + 666 + 33 – 8 = 1691; или иначе: 1691 – 33 + 8 = 1666. (Мат. для ист. раск. VII, 424; объяснение – Хр. Чт. 1889, I, 707–18).

450

Мат. для ист. раск. V, 264; VIII, 76.

451

Там же, VIII, 76; Хр. Чт. 1888, I, 746–8.

452

Мат. для ист. раск. V, 204; VIII, 76; ср. Древн. Росс. Вивл. XVIII, 92.

453

Подробности в моей статье. – Хр. Чт. 1895, I, 617–635; II, 170–99.

454

Филипов – Ист. Выгов. пуст. 31, 34, 37–42.

455

Мат. для ист. раск. VIII, 76; Доп. к А. И. VIII, № 50, стр. 216–17.

456

Ист. Выгов. пуст., стр. 34.

457

Хр. Чт. 1888, I, 746.

458

История внутренней жизни раскола до разделения его на поповщину и безпоповщину будет раскрыта нами в особом исследовании.


Источник: История русского раскола старообрядства / [П.С. Смирнов]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1895. - 276, 34, IV с.

Комментарии для сайта Cackle