Семь слов о жизни во Христе

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение «Семь слов о жизни во Христе» (или «О жизни во Христе») является главным творением прав. Николая Кавасилы. В трактате излагаются основы христианской духовной жизни, а также проводится исследование ее природы.

Основная идея произведения заключается в том, что новая благодатная жизнь, даруемая верующим во Христа, не только получается через спасительные Таинства, но и поддерживается, и развивается благодаря деятельной, сообразной с Евангельским законом жизни человека (Слово 1).

В Словах 2-4 автор последовательно раскрывает созидающее действие Божественных Таинств: Крещения (Слово 2), Миропомазания (Слово 3) и Евхаристии (священного Приобщения) (Слово 4). Он объясняет, как каждое из этих Таинств не просто символически, но реально преображает человека, соединяя его со Христом и даруя ему новую, нетленную жизнь. Крещение является духовным возрождением, которое соединяет человека со смертью и Воскресением Христа, очищает от грехов, дарует усыновление Богу и становится основой для всей последующей жизни во Христе (Слово 2). Миропомазание запечатлевает христианина Святым Духом, даруя ему Божественные силы для духовной жизни и укрепляя его на пути к совершенству во Христе (Слово 3). Евхаристия – высшая степень единения со Христом, где верующий, принимая Его Тело и Кровь, становится с Ним одним целым, получая истинную духовную пищу и залог вечной жизни. Это кульминация и завершение всего процесса духовного возрождения (Слово 4).

В 5-м Слове говорится об освящении престола (священного жертвенника), что углубляет понимание святости пространства, где совершаются Таинства.

Слова 6 и 7 «сакраментальной аскетике» (сохранению благодати Таинств), которая основывается на представлении о соработничестве («синергии») Бога и человека (или Божественной благодати и человеческой воли). Дары Христа, полученные через Таинства, ведут к полному духовному преображению человека. Они даруют верующим совершенную жизнь, уподобляя их Богу и позволяя жить добродетельно, становясь причастниками Божественной природы (Слово 6). В Слове 7 автор подводит итог всему учению, объясняя, что жизнь во Христе через Таинства ведет к достижению полноты спасения и вечной славы. Он пишет об окончательном совершенстве и блаженстве, к которому приходит душа, пребывая в неразрывном единении с Богом.

*Название сочинения на греческом языке – Περ τῆς ἐν Χριστῷ ζωῆς.

АУДИО

Предисловие

Слово 1. О том, что она созидается посредством Божественных таинств: Крещения, Миропомазания и священного Приобщения Слово 2. Какое содействие оказывает ей Божественное крещение Слово 3. Какое содействие доставляет ей Божественное миро Слово 4. Какое содействие дарует ей священное приобщение Слово 5. Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника Слово 6. Каким образом сохранить нам жизнь, полученную через таинства Слово 7. Каков бывает принявший таинства и тщанием к себе сохранивший благодать, полученную от таинств  

 
Предисловие

Слова Николая Кавасилы о жизни во Христе были распространены в Греции; это видно из того, что рукописи этих слов встречаются во многих библиотеках, и притом не в одном экземпляре1. Печатно издал их Гасс в 1849 г., сличив по многим спискам, со своим предисловием и примечаниями. Большая часть рукописей содержит в себе только шесть слов о жизни во Христе, Гасс в одной рукописи Венской библиотеки нашел и седьмое слово о жизни во Христе, которое, как нужно думать, написано позже после прочих и потому редко встречается в рукописях.

В своих словах о жизни во Христе Николай Кавасила рассуждал о том, что новая благодатная жизнь, даруемая верующим во Христа, получается ими и поддерживается в них силой спасительных Таинств, и деятельностью человека, сообразной с законом Христовым. В шестом и последнем слове Кавасила рассуждает, до какой нравственной высоты может достигнуть христианин еще здесь на земле, если только употребит старание сохранить и возрастить в себе сокровище Благодатных Даров. Возвышенное течение мыслей, сила и живость благочестивого чувства, глубокое разумение духа Священного Писания составляют неотъемлемое достоинство слов Николая Кавасилы. Этим и объясняется многочисленность списков, в которых сохранились эти слова – они должны быть отрадным чтением для людей, ищущих спасения и подвизающихся в благочестии.


Источник: Христос. Церковь. Богородица : Богословские труды св. Николая Кавасилы / Пер. Максима Козлова, А.Ю. Никифоровой. – Москва : Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2007. – 381, [1] с. / Семь слов о жизни во Христе. 14-199 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle