О Кресте – орудии нашего спасения




    1. Крест — орудие казни Иисуса Христа, ставшее орудием искупления и спасения человека (Гал.3:13; Кол.1:20).
    2. Крест Христов является жертвенником, на котором принесена великая Жертва за все человечество.
    3. Эта Жертва благословлена Богом по любви к миру и в частности к человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
    4. Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в искупительную Жертву как Человек (по человеческому естеству), а как Бог (по Божескому естеству) принял её с Отцом и Святым Духом. То есть Спаситель – и Жертва, и Тот, Кто принёс Себя в Жертву, и Тот, Кто принял эту Жертву.
    5. Все жертвенники во всем мире всегда считались святынями. Но Крест Христов не только считается святыней, он  в действительности – величайшая, подлинная святыня.
    6. Через страдания и смерть на Кресте была одержана победа над адом, диаволом и смертью. Крест – знамя победы над адом, диаволом, смертью. Но это не только символ: когда христианин осеняет себя крестным знамением, на него, по его вере, действительно, а не воображаемо низводится Божественная благодать. Крестное знамение может способствовать отгнанию злых помыслов и злых духов, «подталкивающих» христианина к вечной погибели.
    7. Через древо диавол поразил Адама, а через Крест преодолел диавола Христос; через плод (вкушение плода) древа человек сделался смертным, был ввергнут в пучину зла, а посредством Крестного древа человеку дарована возможность наследовать вечную блаженную жизнь в Царстве Любви и Добра (Ин.12:31–33; 1Пет.1:18–19; 1Кор.15:53; Кол.2:14–15); если древо низвергло человека в ад, это же древо и извлекло его оттуда.
    8. Спаситель претерпел крестные муки действительно, по-настоящему, а не образно, Его страдание на кресте не было призрачным, мнимым, как думали некоторые еретики, например, докеты.
    9. Если бы Крест был мнимостью, то мнимостью было бы и Воскресение, и Вознесение.
    10. Через Крестные страдания и смерть Искупителя Бог умиротворил «и земное и небесное» (Кол.1:20).
    11. Христос Распятый «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23), для нас же Крест Христов — свидетельство славы Божьей, свидетельство Божественного милосердия и любви.
    12. Для усвоения плодов искупительного подвига Спасителя человек должен последовать Его повелению: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24; см. также: Мк.8:34; Мк.10:21; Лк.9:23; ср.: Мф.10:38; Лк.14:27).
    13. Прообразами креста, как орудия нашего спасения / Христа Распятого, наполнен Ветхий Завет (например, Исх.17:11–12; Быт.48:13–16; Пс.98:5; Иез.1; Числ.2). Крест прообразуется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по действию (Быт.2;9, Исх.15:23–25). Одними из ярчайших прообразов Крестной Жертвы Спасителя является ветхозаветный Пасхальный агнец (Исх.12:1–14); можно также сказать, что ярчайшей ветхозаветной прообразовательной иконой Христа, распятого на Кресте, является медный змей (Чис.21:8–9; Ин.3:14).

    ***

    «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Как измерить силу любви? Любовь выражается жертвой. Чем больше мы любим, тем на большую жертву мы готовы пойти. Кому-то готовы лишь монетку бросить, а ради кого-то не жалко и жизнь отдать.
    Крест – не только наиболее мучительная, но и наиболее унизительная форма страдания. Бог добровольно идёт на крест ради спасения Своего творения: Крест – высочайшая форма Божественного Откровения, беспредельное выражение любви. Т.е. Крест – это любовь, доведённая до предела, максимума. Через крестную жертву Бог раскрывает нам Свою безмерную любовь и призывает к ответной любви. Бог открыл нам как Он нас любит — до полной самоотдачи. Вот в чём суть Его жертвы.

    Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
    И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
    митр. Антоний

    Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас.
    св. Иоанн Кронштадтский

    Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
    диакон Андрей

    «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18).

    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka